Что за 5 лет сделала фон дер Ляйен в экономике?
Что за 5 лет сделала фон дер Ляйен в экономике?
Урсула фон дер Ляйен претендует на второй срок на посту главы Европейской комиссии. Как ее нынешний пятилетний срок отразился на экономике?Когда в июне Европа будет выбирать новый парламент, результаты голосования косвенно повлияют на назначение нового председателя Еврокомиссии.

После пяти лет работы на этом посту немецкий политик Урсула фон дер Ляйен снова выставляет свою кандидатуру, надеясь удержать титул главы исполнительной власти ЕС.

Учитывая более широкий контекст ее пребывания на посту, фон дер Ляйен завершает этот этап с важным наследием.

Редко кому из руководителей Комиссии удавалось справиться с таким количеством проблем, в частности с пандемией COVID-19, вторжением России в Украину и инфляционным всплеском, который спровоцировали эти два события.

Хотя денежно-кредитная политика исходит от Европейского центрального банка, Комиссия принимает участие в экономических делах, формируя политику, направленную на стимулирование роста.

Рост, этот святой грааль, который необходим для поддержания хорошего уровня жизни, в настоящее время в ЕС находится в состоянии стагнации.

Защитники фон дер Ляйен указывают на значительную долю невезения. Критики скажут, что виной всему плохое управление.

В своей ежегодной речи перед Европейским парламентом в прошлом году нынешний председатель Комиссии рассказала о своих победах в области экономического роста, надеясь привлечь евродепутатов из своей правоцентристской Европейской народной партии.

Спустя более полугода, когда на горизонте замаячила новая политическая эра, Euronews анализирует некоторые ключевые экономические моменты председательства фон дер Ляйен.

Фонд «Нового поколения ЕС»
Одной из наиболее значимых финансовых инициатив Комиссии за последние годы стала программа NextGenerationEU («Новое поколение ЕС»), также известная как NGEU.

Стремясь оживить охваченную пандемией экономику Европы, страны ЕС договорились об объединении средств, надеясь избежать повторения кризиса евро, наблюдавшегося 10 лет назад.

Страны-члены с наибольшими экономическими потребностями, такие как Хорватия или Греция, получили наибольшее количество помощи. В знак солидарности более богатые страны, например Дания или Ирландия, получили меньше.

Успех пакета стимулирующих мер стоимостью около 832 миллиардов евро все еще оценивается.

Хотя NGEU начала действовать в 2021 году, государства-члены должны представить предложения по расходованию средств, чтобы разблокировать их, и это положение затянуло распределение ресурсов.

Крайним сроком расходования средств, выделенных на стимулирование экономики, является 2026 год, что, по мнению некоторых, является слишком жестким ограничением.

По их мнению, некоторые инфраструктурные проекты, такие как улучшение транспортных систем, не могут быть реализованы в одночасье.

Критики также утверждают, что масштабы единовременного стимулирования ограничены при создании услуг, требующих постоянного персонала, таких как помощь в уходе за детьми.

Тем не менее, несмотря на недостатки и более поздние сроки, чем у американских стимулов, программа NGEU оказалась плодотворной.

Наряду с усилиями Европейского центрального банка запуск фонда помог успокоить взбесившиеся рынки в разгар пандемии.

«NextGenerationEU сыграла ключевую роль в сохранении государственных инвестиций, что резко контрастирует с катастрофическим опытом постфинансового кризиса, когда государственные инвестиции рухнули», — заявил в прошлом месяце комиссар ЕС по экономике Паоло Джентилони.

«Согласно нашему осеннему прогнозу, коэффициент государственных инвестиций в ЕС должен вырасти до 3,5% ВВП в 2025 году по сравнению с 3,0% в 2019 году. И около половины этого роста связано с финансированием ЕС».

Зеленый переход и энергетика
До 30% пакета NextGenerationEU будет финансироваться с помощью «зеленых» облигаций, что означает, что они будут использоваться только для финансирования экологически чистых проектов.

Эта инициатива находится под сводами более широкой экологической стратегии блока — «Зеленой сделки» ЕС.

Утвержденная в 2020 году, «Зеленая сделка» устанавливает обязательства Европы стать климатически нейтральной к 2050 году, и это имеет значительные последствия для экономики.

Поскольку ЕС меняет способы производства и потребления товаров, несомненно, произойдет сокращение рабочих мест, и недавние протесты фермеров по всей Европе являются ярким примером реальных опасений, связанных с «зеленым» переходом.

Фермеры утверждают, что экологические требования ЕС слишком высоки, чтобы они могли честно зарабатывать себе на жизнь.

В долгосрочной перспективе, по мнению Комиссии, «Зеленая сделка» все же окажет положительное влияние, повысив конкурентоспособность ЕС за счет создания рабочих мест в экологически чистых отраслях.

Луис Кано, представитель партии АЛДЕ («Альянс либералов и демократов за Европу») и кампании Renew Europe Now, сказал Euronews, что фон дер Ляйен не удалось превратить экологические стратегии в стратегии роста — несмотря на успех ее фонда помощи жертвам пандемии.

«Для АЛДЕ достижение единого рынка является приоритетом для успеха «Зеленой сделки» — устойчивого роста для компаний и граждан», — сказал он.

«В течение пяти лет Единый рынок игнорировали, допустив слишком много фрагментов, от щедрых субсидий, предоставляемых крупным национальным компаниям, до провала в реализации Союза рынков капитала».

Запущенный в 2014 году Союз рынков капитала призван облегчить переток средств между странами-членами ЕС.

Теоретически это может ускорить реализацию климатических амбиций ЕС за счет облегчения трансграничных инвестиций в бизнес. На деле же национальные рыночные барьеры все еще тормозят прогресс.